Автор: Петр Петров
Опубликовано в журнале «Нептун XXI век»
Любая ассоциация начинается с ее отцов-основателей. Именно они, исходя из собственного опыта и знаний, составляют программы обучения, учебные пособия, стандарты. На них равняются, ими восхищаются, ведь именно они стояли у самых истоков подводного плавания. Те принципы и теории, которые сейчас являются нормой и уже проверены, они собирали по крупицам и проверяли на собственном опыте! Благодаря им — пионерам подводного плавания, мы можем теперь наслаждаться красотой подводного мира. Но мало кто знает хоть что-нибудь о них самих. Лишь их имена и название ассоциации, которое напечатано на карточке. Как они начинали, кем они были — для многих остается загадкой. А жаль. Ведь выбор, по какой системе обучаться, отчасти может облегчить именно эта информация.
Аббревиатура "IANTD" еще до недавнего времени была знакома единицам у нас в стране. Как правило это были люди, активно интересующиеся погружениями с аквалангом, к тому же владеющие как минимум английским языком. Занятие это получило популярность у нас не так давно, не было достаточного количества информации. Вот и получалось: небольшое количество инструкторов IANTD, открывших для себя эту систему из зарубежной литературы и прошедших обучение за рубежом, и круг людей, в котором они вращались.
Вопрос о том, где и как учиться нырять задает себе каждый, важно иметь достаточно информации, чтобы сделать правильный выбор. Поэтому мы и решили рассказать читателю о том, что-же это все-таки такое — IANTD.
Дик Рутковски
Нужно отметить, что мировая обществанность долго не хотела принимать концепцию погружений на нитроксе. Поскольку до этого времени эти смеси использовались исключительно военными или коммерческими водолазами и информации о них не было, сформировалось мнение, что такие погружения очень опасны. Владельцы кораблей впадли в панику при виде аквалангистов с баллонами, на которых было написано "NITROX" и отказывались брать их на борт, называя их самоубийцами и боясь, что баллон вот-вот взорвется. На протяжение нескольких лет Рутковски урпавлял единственным центром, который приготавливал нитроксные смеси и ему и его коллегам по IANTD пришлось потратить немало сил и проделать огромную работу для того, чтобы отношение к нитроксу изменилось в лучшую сторону. К концу 80-х пионеры подводного плавания в США уже использовали нитрокс для прохождения декомпресии, однако за пределами этой страны на смеси продолжали смотреть все также скептически. Лишь к середине 90-х другие ассоциации (но далеко не все) стали работать над программами обучения погружениям на нитроксе.
Том Маунт
В 1991 году к Рутковски присоединился Том Маунт (Tom Mount), который разработал стандарты и процедуры для обучения техническим погружениям. Именно с этого момента IANTD стала называться IANTD, добавив термин «Технических» к своему названию. (Термин «Технические погружения» появился впервые в журнале aquaCorps, который довольно кстати объединил под этим названием погружения, выходящие за рамки спортивных в этом же 1991 году). Том, приняв предложение Рутковски, стал президентом IANTD, и с этого момента IANTD стала первой ассоциацией, проводящей обучение во всех аспектах технических погружений, включая Продвинутый Нитрокс, Глубоководные погружения, Проникновения в пещеры и затонувшие объекты, Тримиксные погружения, Ребризеры и т. д.
Для того, чтобы понять всю важность этого события, достаточно скзать, что даже в 1992 году (год спустя после введения ИАНТД технических программ) такая организация, как DAN в своей публикации Alert Diver все еще продолжала называть нитрокс небезопасным газом и предсказывала смерть и несчастные случаи от его использования, а BSAC (Британский Субакватический Клуб) посредством статьи в журнале Diver запретил своим членам использовать любые дыхательные смеси, кроме воздуха! Кроме того, как бы смешно и абсурдно это ни выглядело сегодня, но в том же 1992 году на крупнейшей ежегодной выставке производителей подводного снаряжения (DEMA) организаторы заставили IANTD на своем стенде вывесить знак, на котором были перечислены риски, связанные с использованием нитрокса!
К моменту прихода в IANTD Том Маунт уже имел 36-летний опыт в подводном плавании, включая активное участие в военных, коммерческих, исследовательских погружениях, погружениях с насыщением, разработку и курирование проектов с погружениями с насыщением а также практику и обучение рекреационным погружениям. С 1963 по 1968 год Том был владельцем центра подводного плавания и коммерческой водолазной компании, специализирующейся на установке подводных коммуникационных линий и подъемных работах. В этот же период он с еще тремя единомышленниками создали одну из первых сертификационных программ в США по погружениям в пещеры — Национальную Ассоциацию Пещерных Аквалангистов (National Association of Cave Divers — NACD). С 1968 по 1976 Маунт сотрудничал со Школой Морских и Атмосферных Наук Розенштейл при университете в Майами (RSMAS), где занимался разработкой программ, которые позволяли ученым совершать рабочие погружения с использованием гелиокса (гелиево-кислородные смеси) на глубины до 100 метров. К тому же RSMAS была наиболее активной университетской программой, вовлеченной в погружения с насыщением.
За годы своей водолазной карьеры Том на протяжении 15 лет был специалистом по гипербарическому лечению аквалангистов в RSMAS, в барокамерах которой в то время походили терапию большинство пострадавших в Южной Флориде и на Багамских островах. На его счету свыше 11000 погружений, включая более 2500 погружений в пещеры и более 1200 на затонувшие корабли, и его по праву считают одним из лучших и опытнейших аквалангистов в мире.
Патти Маунт
С момента прихода Тома и его жены Патти Маунт (Patti Mount) деятельность IANTD заметно пошла в гору. Были созданы обучающие пособия для технических программ целого ряда спортивных. Основными особенностями как этих пособий, так и философии обучения IANTD в целом стали открытость и честность в подаче информации, четкое обозначение рисков и способов их понижения. Были установлены пределы для спортивных и технических погружений. Тем не менее не было своего рода табу (например: глубже — нельзя, без каких либо объяснений). Вместо этого присутствовала исчерпывающая информация, перечисляющая «почему нельзя» и что может произойти при превышении рекомендуемых пределов.
За годы существования литература и стантарты IANTD периодически претерпевали изменения и добавления всвязи с возникновением новых видов снаряжения и результатами проведения новых исследований. Неизменными остались лишь несколько основных принципов обучения и философии IANTD: качество обучения и то значение, которое придавалось отношению аквалангиста к погружениям. Помимо учебной литературы особое внимание уделялось подготовке инструкторов, так как именно от них зависит качество обучения, которое получает студент. По степени компетентности инструктора складывается мнение и о самой ассоциации; и тот факт, что имя IANTD на сегодняшний день ассоциируется с наивысшим качеством обучения, говорит о том, что политика, выбранная основателями, себя оправдала.
За 20 лет своего существования IANTD приобрела престиж и популярность во всем мире. Во многих странах открыты представительства, и количество сертифицированных аквалангистов и инструкторов продолжает расти. С 2002 года начала свою деятельность и IANTD-Россия, став официальным лицензиатом IANTD на территории бывшего СНГ и Болгарии. Те знания и опыт, которые собирались Рутковским, Маунтом и их коллегами на протяжении десятилетий теперь доступны и российским аквалангистам. Активно переводится на русский язык обучающая литература, а инструкторские курсы и курсы кроссирования в инструктора IANTD сейчас можно пройти, не выезжая за рубеж.